Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Адрес456659, Российская Федерация, Челябинская область, Копейский городской округ, село Калачево, Зеленая, 1, а

Контакты администрации +7(35139)9-00-32 sh5@kopeysk-uo.ru

Музей

Школьный краеведческий музей

«Музей как социальный центр жизни образовательного  учреждения города»

 "Есть памятники людям, славным событиям прошлого. Особого рода памятники в слове. Это названия улиц, городов ,посёлков, в них увековечено прошлое. Названия на карте напоминают нам о людях, чьи добрые дела достойны почитания. Помня о прошлом, мы обращаемся в будущее, осознавая себя связующим звеном сопричастным к общим делам живых и мёртвых"

                                                                                                 А.Моисеев в книге "Память  Челябинских улиц" в 1988г.

 

      «Наше общество переживает сложный период своего развития, идёт смена политических, социально-экономических ориентиров. Переориентация общества на рыночные отношения требует изменений в социальной структуре общества. Одной из главных предпосылок её осуществления является выдвижение человека на передний план жизнедеятельности общества…люди(дети) должны быть способны брать на себя ответственность за результаты своего труда. Развитие таких способностей может происходить в специально организованном пространстве»-Сериков Г.Н.

      Таким местом  становится школьный краеведческий музей ,как часть образовательной системы города и области, как социальный центр села Калачёво.

      Музей становится местом научной, просветительской, экскурсионной и туристической работы, центром изучения вопросов культурно-исторического наследия. Это обстоятельство налагает определённую ответственность на ребят и учителей, занимающихся музейной работой, с одной стороны , и открывает перспективы с другой. Работа музея носит общественный характер, делает её продуктивной , развивает инициативность и обязательность ,так как нам приходится иметь связи с научными учреждениями, выполняя работу часто по их заданиям.

      Осуществляется связь школьного краеведческого музея с различными организациями. Среди них Челябинский областной архив , архив Челябинского краеведческого музея, архив культурно-исторического центра г.Челябинска, архив Челябинской епархии , Еткульский районный архив, архив Еткульского муниципального музея, Копейский городской архив, архив Копейского муниципального музея, также архивы организаций и учреждений Калачёво, личные архивы жителей села. Наиболее полно   связи  школьного краеведческого музея можно представить в виде такой таблицы:

 

Связь школьного краеведческого музея с другими организациями:

Музей МОУ "СОШ № 5" г.Копейска

Областной уровень 

  • ИДПОПР
  • Историко-культурный центр г Челябинска
  • Областной краеведческий музей
  • Епархия г.Челябинска
  • ЧГПедагог.Университет
  • ЧГУниверситет
  • ДТУМ им. Н.К.Крупской г.Челябинска
  • Областное научное общество учащихся
  • Областное телевидение
  • Областная публичная библиотека 

Районный, городской уровень

  • Администрация г.Копейска                       
  • Управление образования адм. г. Копейска
  • Копейский городской краеведческий музей
  • Копейский городской архив
  • Еткульский районный архив
  • Еткульский муниципальный краеведческий музей
  • Городское научное общество учащихся
  • Дворец творчества г.Копейска
  • Копейская городская газета «Копейский рабочий»
  • Еткульская районная газета «Искра»
  • Телевидение г.Копейска

Местный уровень

  • Мун.образование «Калачёвский с/с»
  • ООО «Калачёвский совхоз»
  • Архивы организаций и предприятий местного уровня
  • Дом культуры
  • Медицинская амбулатория
  • Детский сад «Берёзка»
  • Сельская библиотека
  • Научное общество учащихся МОУ "СОШ № 5"
  • Население с.Калачёво

  История школьного краеведческого музея насчитывает полтора десятка лет.

   Сначала ребята занимались собиранием предметов старины уходящей эпохи, составлялись экспозиции музея по различным темам и периодам жизни нашего села, готовились материалы о жизнедеятельности коллективов  и организаций, существовавших в нашем селе. Вначале эта работа носила произвольный характер, затем началась систематизация и отбор материалов в соответствии с событиями и явлениями жизни села.

      В работу школьного музея включены учащиеся разных возрастов. Младшие школьники с удовольствием занимаются собиранием различного рода коллекций: монет, открыток, марок ,постепенно приобщаются к серьёзной исследовательской работе ,которая начинается в среднем школьном звене и продолжается в старших классах. Ребята по заданию Совета музея выполняют индивидуальные исследовательские задания по различным алгоритмам и программам, затем все материалы суммируются, ведётся уточнение дат, событий, корректируется и намечаются новые планы , ведётся необходимая доработка материала для обобщения собранных фактов в единую линию, тему.

      Учащиеся ведут продуманную и целенаправленную работу по формированию краеведческой библиотеки музея школы по различным аспектам жизни края в разное время. В ней собраны книги, журналы, отдельные публикации и статьи.

       Ребятами создан собственный архив, куда вошли кино- фото документы,  карты и планы местности, составлена топонимическая карта местности, имеются магнитофонные записи, письма, собраны воспоминания и другие письменные источники.

      Экскурсионная  и туристическая работа занимала большое место особенно в прошлые годы, когда не было явной угрозы заражения клещевым энцефалитом. Ребята совершали походы по родному краю. До сих пор нами особенно любимыми остаются походы на место расположения некогда существовавшего казачьего хутора Барсуки. Здесь работа музея приобретает практическую направленность. Своими руками они добывают вещественные памятники древности, учатся определять их ,сопоставлять и делать выводы. Эти походы имеют большое воспитательное значение, сплачивают коллектив и увлекают настоящей исследовательской работой. Экскурсии носят познавательный характер, расширяют кругозор ребят. Совершая экскурсионные на места первобытных стоянок Шибаево-1 и Калачёво-1,мы пытаемся раздвинуть горизонты собственных представлений о жизни людей в древности.

      Изучение традиций и обычаев, казачьего уклада жизни является частью общей темы над которой работает наш музей. Изучение быта ,труда, службы и парадов в которых участвовали калачёвские казаки очень интересно и познавательно, особенно для мальчиков- будущих защитников  Родины. Собранные легенды и были села ,созданные нами иллюстрации к ним помогают глубже проникнуть и почувствовать то, как жили ,о чём мечтали, наши предки, что хотели они передать нам,  своим потомкам через художественное слово.

      Изготовление самими ребятами экспонатов  музея, помогает более полно и наглядно представить как изменялся облик села, для этого нами изготовлен макет села в начале 20 века, план-реконструкция усадьбы первых жителей села Калачёво. Руками ребят и их родителей созданы экспозиции: «Окно в первобытную цивилизацию», «Воины всех времён и народов», «Спортивные достижения калачёвцев» . Совместная работа сближает детей и взрослых.

     Среди прочего можно назвать планшеты: «Археологическая карта Челябинской области», «Так начинался город Челябинск», « Памятные места г.Челябинска», «Челябинские революционеры», «Копейск краснознамённый»,  «Еткульская крепость»,«Они основали село Калачёво», «Калачёвская казачья статья», «Барсуки», «Заозёрное», «Они сражались за Родину», «Калачёвцы во времени», «Почётные жители села», «Школа вчера и сегодня». Планшеты с информацией сопровождены подобранными по теме экспонатами. Собранная коллекция вышитых рушников, пейзажей, растительных орнаментов помогает лучше понять  какой быт окружал людей ещё совсем недавно , увидеть как со временем  изменяются эстетические взгляды.

      Собранные экспонаты, разработанные темы научных работ, лежат в основе просветительской деятельности музея. Наши ребята являются активными участниками научно-практических конференций учащихся школы, города Копейска и области. Создавая ту или иную научную работу нам приходиться общаться с большим количеством людей и организаций. Мы учимся самостоятельно отбирать материал, работать с архивными документами, составлять схемы, карты, планы, макеты. Работа с книгой, газетными материалами, журнальными статьями учит ориентироваться в мире информации, отбирать тот или иной материал по заранее спланированной теме. Но самое ценное  чему учит краеведение-это общению с людьми, доброму и трогательному отношению к ним, уважению к их прошлому, к пережитым ими событиям ,а значит к прошлому страны.

      На школьные семинары, конференции, учебные занятия музея приглашаются старейшие жители села, бывшие передовики производства, руководители совхоза, участники Великой Отечественной войны. Музей поддерживает связь с выпускниками нашей школы, среди которых есть и министр, и полковник, и врачи, и учителя, и предприниматели, и мастера спорта международного класса, участники Олимпийских игр. Об этих интересных, выдающихся людях собраны материалы, они являются частью истории школы. Совет музея помогает в организации школьных вечеров встречи, готовит выставки архивных фотографий и документов по истории школы. Так, например, нами подготовлена выставка фотографий выпускников школы за 25 лет, «Учительская династия Рудниченко», «Поистине народный Учитель» о Колесник Ольге Михайловне. Ей мы посвятили следующие строки :

                         С чистым сердцем , с  добрыми руками

                         Позаботились о каждом Вы из нас!

                         Как прекрасны мысли и поступки,

                         Как прекрасна мудрость Ваших глаз!

      Лекторская группа музея проводит занятия –экскурсии для ребят из детского сада и начальных классов. Обычно это вызывает массу впечатлений у младших ребят, а нам придаёт уверенность и помогает по-новому взглянуть на то чего мы достигли и  над чем ещё предстоит потрудиться. Темы лекций и экскурсий разработаны нами в соответствии с общепринятой хронологией , мы имеем возможность заранее спланировать этот вид занятий. Кроме того , мы совершаем поездки и экскурсии ,организуемые Копейским городским музеем , это даёт нам возможность увидеть как развиваются музеи более высокого статуса, многому учит.

      Школьный музей проводит обучение ребят из школ г.Копейска тому как лучше собрать тот или иной материал, как построить работу с людьми и  организациями. Ребята дают практические советы начинающим краеведам, деляться своими знаниями и опытом. Распространяют алгоритмы и памятки для тех, кто хочет заниматься изучением истории своего края.

      На базе нашего музея ребята дважды делились опытом своей работы среди учителей города Копейска и Челябинска ,участвовали в организации и проведении семинаров и заседаний секций учителей истории,  биологии, географии. Наш музей принимал участие в семинаре директоров и завучей школ города Копейска .Взрослые с интересом и участием относились к тому с чем мы  их знакомили.

      Нашим музеем разработаны сценарии праздников, которые организовывалиь и проводились в нашей школе. Темы этих сценариев заинтересовали организаторов копейских школ и мы охотно делились своими скромными достижениями.

      Большую работу провёл музей школы при подготовке празднования 260 летия со дня основания села Калачёво. Мы выпустили поздравительную листовку для жителей села ,выслали в редакцию «Копейского рабочего» материалы по истории села, помогли в организации съемок челябинского телевидения о праздновании этого важного для нас события. Совместными действиями администрации города Копейска, села Калачёво  было организовано народное гуляние в этот праздничный день.

      В своей работе мы объединяем многих людей разных возрастов и профессий, живущих в разных уголках нашего края и страны, независимо от социального положения и статуса . Каждому находиться занятие по душе. Родители помогают делать витражи и стеллажи, строить перегородки и стеклить витрины, младшие ребята приводят в порядок экспонаты, участвуют в реставрации ,содержат музей в чистоте ,учатся бережному отношению к предметам старины. Ребята постарше работают над выбранными темами, рисуют .

      В работе музея большое значение имеет поддержка  учёных,  педагогов .Так , например, нам не раз оказывали помощь и проводили консультации историки-археологи  Никитин Н., Виноградов Н.Б., челябинский краевед Поздеев Н., Боже В. руководитель Центра историко-культурного наследия г.Челябинска,  Ибрагимова Л.Д. зав. лабораторией истории и обществознания ИДПОПР, Дракова Д.К.декан факультета валеологии  ЮрГУ , Сосенков В.И. краевед с. Еткуль, Щипачёв Н. директор Еткульского краеведческого музея , Конарева Л.К. директор Копейского краеведческого музея и многие ,многие другие. Общение с этими людьми  помогает скоординировать и направить нашу работу, объединяет всех нас вокруг важного дела.

      Музейная работа ,пожалуй ,самая интересная и познавательная форма изучения жизни людей их опыта, традиций, культуры. Оно позволяет глубже проникнуть в глубь веков,"ощутить дыхание истории", имеет большое воспитательное и образовательное значение для нас школьников.

      Разнообразные формы работы школьного музея, связи и контакты могут  создать внутренне социально-целостную систему и в свою очередь стать частью системы образовательных учреждений города и области.

     Выдающийся французский мыслитель Ренан писал: «Совсем не обязательно убивать народ, достаточно убить его память, и его не будет».

    Мы считаем, что вносим свой скромный вклад  в дело сохранения исторической памяти нашего народа, а значит и самого народа.

                                            Статья Горелик Н.В., руководителя школьного музея с 2000 по 2013гг